Поиск
Вы верите в эффективность люстрации судебной системы ?
Да, конечно.
Нет, ничего не измениться.
Мне все равно.

Действующая система налогообложения Украины определяется Законом Украинской ССР «О системе налогообложения», принятым в 1991 г., его новой редакцией от 2 февраля 1994 г., а также Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О системе налогообложения» (от 18 февраля 1997 г.). Согласно этой законодательной базе в Украине взимаются: общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи); местные налоги и сборы (обязательные платежи).
В соответствии с Законом Украины «О системе налогообложения» (от 18 февраля 1997 г.) Закон Украины “О внесении изменений в некоторые законы Украины” (N 2642-IV от 03.06.2005 г.), в настоящее время предусматриваются следующие виды общегосударственных налогов и сборов обязательных платежей):
1. Налог на добавленную стоимость.
2. Акцизный сбор.
3. Налог на прибыль предприятий.
4. Налог на доходы физических лиц.
5. Таможенная пошлина.
6. Государственная пошлина.
7. Налог на недвижимое имущество (недвижимость).
8. Плата (налог) за землю.
9. Рентные платежи.
10. Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов.
11. Налог на промысел.
12. Сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета.
13. Сбор за специальное использование природных ресурсов.
14. Сбор за загрязнение окружающей природной среды.
15. Сбор в Фонд по осуществлению мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения.
16. Сбор на обязательное социальное страхование.
17. Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование.
18. Сбор в Государственный инновационный фонд.
19. Плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности.
Общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) устанавливаются Верховной Радой Украины, взимаются на всей территории Украины и зачисляются в соответствующие бюджеты и государственные целевые фонды согласно законодательству Украины.
Налог на недвижимость, плата за землю, налог с владельцев транспортных средств, налог на промысел, сбор за специальное использование природных ресурсов, сбор за загрязнение окружающей природной среды на территории Автономной Республики Крым устанавливается Верховной Радой Автономной Республики Крым. При этом ставки налогов и сборов (обязательных платежей) устанавливаются в рамках размеров предельных ставок, установленных законами Украины.
Согласно вышеуказанному закону к местным налогам относятся:
1. Налог с рекламы.
2. Коммунальный налог.
А к местным сборам (обязательным платежам) относятся:
1. Гостиничный сбор.
2. Сбор за парковку автотранспорта.
3. Рыночный сбор.
4. Сбор за выдачу ордера на квартиру.
5. Курортный сбор.
6. Сбор за участие в бегах на ипподроме.
7. Сбор за выигрыш на бегах на ипподроме.
8. Сбор с лиц, принимающих участие в игре на тотализаторе на ипподроме.
9. Сбор за право использования местной символики.
10. Сбор за право проведения кино и телесъемок.
11. Сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей.
12. Сбор за проезд через территорию приграничных областей автотранспорта, направляющегося за границу.
13. Сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг.
14. Сбор с владельцев собак.
Местные налоги и сборы (обязательные платежи), механизм взимания и порядок их уплаты устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии с перечнем и в рамках размера предельных ставок, установленных законами Украины; кроме сбора за проезд по территории приграничных областей автотранспорта, направляющегося за границу, который устанавливается областными советами.
При этом коммунальный налог, сбор за парковку автотранспорта, рыночный сбор, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за разрешение на размещение объектов торговли и сферы услуг, сбор с владельцев собак являются обязательными для установления при наличии объектов налогообложения или условий, связанных с введением этих налогов и сборов.
Суммы местных налогов и сборов (обязательных платежей) зачисляются в местные бюджеты согласно порядку, установленному местными советами, если иное не предусматривается законами Украины.
 
Система налогов в Украине включает три подсистемы:

1. Подсистема налогообложения юридических лиц (предприятий, организаций).
2. Подсистема налогообложения физических лиц.
3. Сборы в государственные целевые фонды.
Подходы к созданию налоговой системы Украины.
Каждое государство для обеспечения выполнения своих функций обязано иметь соответствующие средства, которые концентрируются в бюджете. Источниками формирования этих средств могут выступать: вопервых, собственные доходы государств а, которые оно получает от производственной и других форм деятельности или в виде поступлений платежей за ресурсы, которые, согласно действующему законодательству, принадлежат государству; вовторых, налоги, которые выплачивают юридические и физические лица из своих доходов.
Соотношение между указанными источниками определяется уровнем развития государственной и частной собственности. В условиях, когда доминирующей в обществе была государственная собственность, основу формирования доходов составляли доходы государственного сектора. Проблема состояла только в том, что необходимо было установить более или менее приемлемые пропорции между их централизацией и децентрализацией. Все же преобладала централизация доходов — 3/4 созданного национального дохода концентрировалось государством в бюджете. Такое распределение никакими законодательными актами не регламентировалось. Государство как собственник решало все проблемы самостоятельно.
Переход к рыночным отношениям, прежде всего, предусматривает смену форм собственности и отношения собственности. Развиваются частная и коллективная формы, что означает потерю государством значительной части собственных доходов. Поскольку непосредственно залезть в карман собственника государство уже не может, оно должно законодательно регламентировать процесс формирования доходов бюджета. Основным методом формирования доходов государства, при главенствующей роли частной и коллективной форм собственности являются налоги. Это и определяет их место в рыночной экономике. То есть налоги—это не только метод формирования бюджета, это еще и инструмент влияния на различные стороны деятельности их плательщиков.
Создание налоговой системы и налоговая политика ведутся не спонтанно. Есть основные положения, которые отражают подход государства к этой сфере своей деятельности. Для того чтобы эта деятельность давала позитивные результаты, необходимо научное обоснование основ налоговой системы.
Научный подход к созданию налоговой системы предполагает, вопервых, формирование правовой основы, вовторых, системность и, втретьих, установление изначальной базы этой системы. В данное время в Украине используется вариант, который обозначается как метод «проб и ошибок». Но это долгий путь. Кроме того, экспериментировать можно только тогда, когда экономическая ситуация более или менее стабильна, если экономика и общество охвачены кризисом, то права на это ни правительство, ни законодательная власть не имеют.
Налоговая система—это совокупность установленных в стране налогов. Требование системности состоит в том, что эти налоги должны быть связаны между собой, органично дополнять Друг друга, не находиться в противоречии с системой в целом и другими ее элементами. Системный подход означает, что должны реализовываться все функции налогов. С фискальной позиции налоговая система должна обеспечить гарантированное и стабильное поступление доходов в бюджет. С позиций регулирующей — обеспечить государству возможность влияния на все стороны социально-экономического развития общества. При этом следует исходить из того, что фискальная функция будет реализовываться во всех налогах, даже если они создавались, прежде всего, как соответствующие финансовые инструменты.
Регулирующая функция при определенных условиях может проявляться, а может и нет. Хотя она объективно присуща налогам, ее идея не всегда очевидна, не всегда на практике направлена так, как предполагалось при создании того или иного налога.
Фискальная и регулирующая функции налогов действуют взаимосвязано, их нельзя противопоставлять одна другой. Нельзя разделять налоги на чисто фискальные и регулирующие. Это просто надуманный подход, потому что без фискальной функции не может быть регулирующей. Однако при создании налогов нужно помнить, что их первоосновой есть именно фискальное назначение. Хорошо, когда эти функции соединяются в полной мере, но вряд ли это можно отнести ко всем налогам. Налоговая система должна включать достаточно широкий круг налогов с различной целенаправленностью. Поскольку практически невозможно, чтобы одновременно в одном налоге полностью реализовывались все функции.
Система доходов бюджета, прежде всего, должна включать такие налоги, которые бы обеспечивали устойчивую финансовую базу государства. Без них государство не может бесперебойно финансировать свои расходы. Наилучшими для исполнения этой задачи являются непрямые налоги (специфические и универсальные акцизы), а также налоги на имущество, землю, подоходный налог с населения. Таких налогов в системе доходов бюджета должно быть в среднем до пяти видов. Это необходимо, во-первых, потому, что в каком-либо году может случиться срыв в выполнении плана мобилизации одного из них. Во-вторых, в разных регионах неодинаковые условия, что отражается на суммах поступлений. Наличие в системе доходов бюджета нескольких налогов с ярко выраженной фискальной целенаправленностью не свидетельствует о недостатках этой системы, а отражает ее функциональное назначение.
Без таких налогов она будет недееспособной. Количество налогов, на которые ложится в большинстве стимулирующая и социальная функции, тоже должно быть достаточно значительным. Это объясняется очень просто: невозможно с помощью одного или нескольких налогов влиять на все стороны хозяйственной деятельности предприятий, на все сферы общественно-экономической жизни. Система доходов бюджета должна быть достаточно разветвленной. Налогов должно быть определенное количество. Плательщиков налогов интересует не столько количество выплачиваемых налогов, сколько общая сумма налогов и их часть в полученном доходе.
Определяющей базой создания налоговой системы является объем бюджетных расходов. С позиций организации финансовой деятельности государства налоги вторичны относительно расходов. Сбалансирование доходов бюджета с объемом государственных расходов является целью финансовой политики государства.
 
Принципы построения налоговой системы государства:

1) формирование доходов бюджета только в процессе перераспределения созданного в обществе валового национального продукта;
2) установление равноценных прав и обязательств перед бюджетом для всех форм собственности;
3) использование финансовых регуляторов с целью установления оптимального соотношения между доходами собственников предприятий и их работников, между средствами, направляемыми на потребление и накопление.
При построении налоговой системы необходимо принимать во внимание, что:
1) универсальный налог на потребление не влияет на выбор товаров, а акцизы влияют;
2) подоходный налог влияет на выбор между нынешним и будущим потреблением, а универсальный не оказывает такого воздействия на потребление;
3) высокий налог на доходы капиталов нарушает инвестиционный процесс;
4) при росте налоговых ставок эффект налоговой системы сначала повышается и достигает максимального уровня, а затем начинает снижаться;
5) расходы прогрессивного подоходного налогообложения значительно выше пропорционального.
Существенные изменения, которые произошли в системе налогообложения предприятий, организаций и граждан за последние годы коренным образом трансформировали структуру налоговых поступлений в государственный бюджет Украины. Был отменен налог с оборота, который исчерпал свой временной ресурс, а также курьезный, не имеющий аналогов в мировой практике, налог с неженатых. Вместо них были введены налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор.